Каннибализация ключевых слов: что это такое и чем опасно

автор

статья от

Алексей Лазутин

Специалист по поисковому маркетингу

Вы слышали о каннибалах. Это дикари, которые едят людей. И никто не хотел бы столкнуться с ними в реальной жизни.

Но вот в сфере SEO каннибализм процветает. Это слово в широком смысле означает «поедание себе подобных». В продвижении эти процессы начинаются, когда одни и те же ключевые слова используются на разных страницах сайта. Как правило, такое случается, когда продвижением занимаются сами владельцы сайта или же дилетанты.

Каковы последствия каннибализации?

  1. Размывается релевантность
    Часто под одни и те же ключи подгоняют страницу с описанием услуги и информационный текст. У таких страниц даже тайтл и дескрипшн может быть одинаковым.
    Попадая на сайт, у которого две и больше страниц заточены под один и тот же запрос. Поисковый робот не может понять, какая из них релевантна этому запросу.
    Как результат – на выдаче появляется не та страница, которую вы продвигаете. Либо сайт будет «мигать» — будет появляться то одна страница, то другая, а от этого тоже не стоит ждать хороших результатов.
  2. Теряется вес релевантных страниц
    Если сайт оптимизирован правильно, то все ссылки в рамках одной группы запросов ведут на одну релевантную страницу. Весь вес достается только одной странице, в результате улучшается видимость сайта. Если же внутренние ссылки ведут на несколько страниц, то вес каждой снижается, страницы соревнуются между собой. От этого тоже хорошего ждать не нужно.
  3. Ухудшаются поведенческие факторы
    Если пользователь ищет что-либо, чтобы купить, ему совсем не нужна статья в блоге с советами. Пример: ищет «купить кожаные кроссовки». Нашел статью «5 причин купить кожаные кроссовки».
    Скорее всего, он закроет ее и уйдет туда, где страница точно будет отвечать его запросу.

Итог – растет количество отказов, ухудшаются поведенческие факторы.

Как распознать каннибализацию?

Основные симптомы каннибализации следующие:

  • частая смена релевантных страниц;
  • постепенное снижение трафика;
  • постоянно прыгают позиции сайта.

Если мониторить позиции сайта каждый день через специальные сервисы, то можно сразу увидеть смену релевантных страниц, и частоту этих изменений.

Что делать?

Если вы увидели, что релевантные страницы постоянно меняются, нужно срочно принимать меры.

Избежать каннибализации поможет следующие:

  • проработайте четкую архитектуру сайта. Это обязательно, и в этом поможет микроразметка. И вы сами, и поисковые системы будут лучше понимать структуру сайта.
  • используйте карту релевантности. Проведите анализ – какие страницы оптимизированы под какие запросы, уберите ключи, которые дублируются, измените теги title и description, перепишите заголовки и текст.
  • проведите канонизацию. Используйте специальный атрибут rel=»canonical» тега на тех страницах, которые идентичны или очень похожи. Таким образом, вы дадите знать поисковой машине, которую из страниц нужно считать основной. Если контент на страницах разный, то rel=»canonical» могут игнорировать.
  • настройте 301-ый редирект. Это радикальный метод борьбы с дублями, но настройка редиректа с ненужной страницы улучшит рейтинг основной.

На самом деле с каннибализацией сталкиваются очень часто. За это вы под фильтр не попадете, но трафик теряете ежедневно, и позиции падают.
Выявить проблему вовремя поможет регулярный мониторинг позиций по запросам основного семантического ядра, или комплексный SEO-аудит сайта.

seohead.pro