Кто такой менеджер?

Мы настолько часто слышим о профессии менеджера из самых разных источников: ВУЗы готовят финансовых и международных менеджеров, менеджеров по управлению персоналом, инвестиционных менеджеров… Работодатели публикуют вакансии на должности менеджеров по продажам, по маркетингу, по развитию… Перечислять можно еще очень долго. Разберемся же, что это за универсальная специальность, и какими навыками и знаниями должен обладать менеджер.

Чтобы разобраться в обязанностях менеджера, стоит дать определение самому понятию менеджмента. При этом мы постараемся отойти от сухих дефиниций, и максимально расширить наше определение менеджмента. Существует ряд дисциплин, таких как математика и экономика, абсолютно необходимых каждому менеджеру, и без которых врождённые навыки будут недостаточными для успешной работы. Менеджер — это специалист, работающий в первую очередь, с внутренней структурой организации, в отличии от, например, маркетологов, которые работают в основном с внешним рынком.

Менеджер должен сам иметь ясное виденье будущего и главных целей компании, и к тому же уметь «заразить» энтузиазмом коллег. Если углубиться в теоретические основы науки менеджмент, то выделяют четыре основных функции, которые возлагаются на менеджера: планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Эти задачи можно разделить на множество других подгрупп, ведь менеджер должен еще и прогнозировать, собирать фитбек от работников и делать многое другое.

Возможно, у вас возникнет вопрос, что же важнее для хорошего менеджера — прирожденный талант, или знания и образование? Бывает ли так, что человек сам становится отличным менеджером? Самым универсальным ответом остается утверждение, что работа менеджера требует множество навыков, знаний и умений, и, разумеется, как и любая другая сфера — опыта работы.

Для начала карьеры достаточно знать теоретические основы, но чем выше вы поднимаетесь по карьерной лестнице, тем важнее становятся личная харизма, умение вести за собой, интуиция.

Часто можно встретить истории, в которых бизнес развивался и рос за счет трудоёмкой работы руководителя, в первую очередь над собой, и совершенствованием своих навыков. Возможно примеры, где ключом к успеху послужила харизма отдельной личности и более запоминающиеся, но первый сценарий куда реалистичнее.

 

Знания, необходимые менеджеру

Знания, необходимые менеджеру ,можно условно разделить на несколько категорий.

Первой стоит выделить обширную категорию точных наук, в которую входят как и знания математики, программирования и многое другое. Работа с расчётами составляет основу деятельности менеджера, и эти знания необходимы для таких обязанностей, как прогнозирование, построение моделей и других задач.

 

Не каждому менеджеру приходиться постоянно выполнять задачи, требующие математических познаний, но алгоритмы и логика, на которых основывались решения задач при обучении, станут полезными при выполнении практических заданий. То же прогнозирование, к примеру, займет у вас меньше времени, если вы получили хорошую базу в ВУЗе. Логика и мышление, которые развиваются в ходе обучения, однозначно помогут справляться с вызовами на работе.

Экономика — в этой сфере менеджеру важно разбираться в макро- и микроэкономике, финансовом менеджменте, международной экономике, маркетинге (хотя его и относят к социальным наукам).  Даже если вы обладаете прекрасной харизмой и лидерскими качествами, не умея совершать основные экономические расчеты, добиться успехов на должности менеджера будет трудно.

Менеджмент — это также одна из тех сфер, в которой нужны как технические, так и гуманитарные науки. В зависимости от специфики работы компании, менеджеру могут понадобиться знания в области социологии, психологии или права. Поскольку менеджеру нужно на каждодневной основе работать с людьми, управлять, влиять, мотивировать и координировать, то хороший менеджер должен обладать пониманием основных социальных процессов и знаниями в области психологии. И, разумеется, обойтись без основ права менеджеру невозможно — как минимум, общие принципы однозначно пригодятся.

На первый взгляд может показаться, что для весьма конкретной и даже несколько приземлённой работы менеджера философия малопригодна. Но такие дисциплины, как социальная философия, входят в перечень, обязательный в учебных программах, не зря. Ведь задача менеджера находить выходы из разных ситуаций, уметь интерпретировать данные и находить нестандартные решения.  И хотя возможно на первый взгляд философия не дает прямых ответов на каждодневные рабочие вопросы, мышление, которое развивается в ходе изучения и понимания философии, вне сомнений расширяет кругозор. Ведь однажды поняв и изучив разные философские течения и концепции, будущий специалист однозначно лучше подготовлен к тому, чтобы даже при самых сложных проблемах применить нестандартный подход. Речь ведь идет не только об абстрактных идеях, а о научных методах, таких как эксперимент, дедукция. В дополнение к этому, некоторые универсальные концепции так как единство и борьба противоположностей, двойственность сущности вещей и многое другое, не будут лишними при разработке стратегии менеджмента, а рассуждения об устройстве вселенной могут легко подтолкнуть к новому пониманию организации компании. И как знать, возможно, умение рассуждать на вышеперечисленные темы  пригодиться на следующей корпоративной вечеринке. Поэтому и философские науки так же входят в базовый набор знаний менеджера.

Насколько каждая конкретная из вышеперечисленных дисциплин будет важна в каждодневной работе, зависит в первую очередь от конкретной должности. Но чтобы выйти за рамки должности менеджера среднего звена, нужны достаточные познания во всех сферах.

Дальше следуют узкоспециализированные навыки и знания, которые специалист получает в ходе работы. С одной стороны принципы работы в менеджменте могут быть похожими, но отрасли, в которых работают менеджеры, весьма разнообразны. Менеджер в рекламной компании вряд ли так же успешно будет руководить больницей. Непонимание в конкретной сфере может привести к тому, что менеджер попросту не сможет адекватно оценить и обработать информацию, полученную от сотрудников. Это приведет к снижению эффективности, либо потому что менеджер будет принимать не те решения, либо не сможет увидеть потенциальную проблему. Так же, его попросту смогут водить за нос недобросовестные работники.

Насколько узкой будет специализация менеджера, зависит и от уровня должности. Если менеджер на начальной должности и непосредственно занимается рутинным производством в отдельной сфере, то перейти в другую будет трудно. Если же специалист работает в сфере управления организацией, то здесь несколько более обобщенные обязанности позволяют с большей вероятностью безболезненно перейти в другую компанию, например. Что же касается менеджеров-руководителей, маловероятно, что такой специалист будет знать подробности производства до малейших деталей, но именно этот человек будет принимать ключевые долгосрочные решения.

В случае с менеджерами на высоких должностях, здесь даже более важную роль, чем специализация, играет опыт. Также как и в любой другой профессии, человек, знающий свое дело и проработавший много лет, сходу раскусит и решит проблемы, над которыми новичку пришлось бы много работать. Это можно назвать хваткой, интуицией, накопленным багажом знаний или всем разом.

Подводя итоги, можно сказать, что менеджмент настолько разнообразная сфера, что совершенно разные люди с разными способностями могут достичь успехов, если обладают нужными знаниями. Менеджеру по управлению персоналом желательно хорошо разбираться в психологии, менеджеру по логистике — в технических науках и так далее. Разумеется, такие навыки как владение компьютером, знание языков, умение грамотно и точно выражаться и работать с большими объемами информации, остаются в цене для любого специалиста. Также как и общий уровень интеллекта, знания общепринятых дисциплин, входящих в базовую школьную программу. Ну и последнее — хорошему специалисту обязательно следить за новостями и развитием отрасли менеджмента. Тут пригодится профессиональная литература, и, поскольку менеджмент это все еще молодая и развивающаяся сфера — тематические сообщества, тренинги, статьи и многое другое.

Услуги и цены

За что нас ценят клиенты

Обратная связь

Четко, оперативно, по делу

Ваше имя

Ваш e-mail

Ваш телефон

Адрес вашего сайта

Укажите регион продвижения, основное направление деятельности, список основных товаров или услуг, проблемы и задачи


Подписывайтесь

© 2009 - 2018 Алексей Лазутин. Перепечатка и использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем. Владелец оставляет за собой право воспользоваться 146 статьей УК РФ при нарушении авторских и смежных прав.
Политика конфиденциальности

Вступайте в нашу группу ВК

Каждый день вас ждёт новый и интересный контент!